Skip to content
Главная | Автоюрист | Нпа которые регулируют гражданство

1.2. Правовое регулирование гражданства Российской Федерации

То есть те НПА, которые находятся в этом списке ниже, не должны противоречить тем, которые находятся выше.

Нпа которые регулируют гражданство как только

Например, законы не должны противоречить Конституции, подзаконные акты не должны противоречить законам, а постановления правительства не должны противоречить указам президента. Если же возникает противоречие, то должен применяться акт с большей юридической силой. Законы Законы — самые важные нормативные правовые акты.

В названии закона обычно кратко указывается, для чего он нужен и какие ситуации регулирует. Принять закон может только парламент страны в нашем случае — Государственная Дума РФ или сам народ на референдуме.

Понятие и признаки нормативно-правового акта

В России есть только один закон, принятый на референдуме — Конституция. Все остальные либо приняты Госдумой, либо достались нам в наследство от советского времени но таких законов с каждым годом всё меньше. Все остальные нормативные правовые акты не должны ей противоречить. Однако написана она абстрактно и не очень конкретно, поэтому не всегда понятно, соответствует ли ей какой-то закон или нет. Такие вопросы разрешает Конституционный суд РФ но об этом в другой раз.

Классификация нормативно-правовых актов

Так называют законы, принятые по вопросам, предусмотренным Конституцией. В некоторых случаях Конституция упоминает о существовании какого-то государственного органа или о какой-то важной процедуре и пишет, что по этому поводу нужно принять федеральный конституционный закон. Федеральных конституционных законов не очень много. Можно сразу их все и перечислить: Федеральные конституционные законы выше по значению, чем все остальные законы и нормативные правовые акты ч. Столько же требуется и для изменения самой Конституции.

Лёгкая загадка для читателей: До принятия Конституции РФ в г. Некоторые из них до сих пор действуют и носят такое же название: Как правило, кодекс содержит в систематизированном виде нормы, регулирующие какую-то одну большую сферу жизни общества. Первопроходцем здесь стала Франция, где при Наполеоне Бонапарте были созданы первый Гражданский кодекс и Уголовный кодекс. Преимущества такого порядка очевидны, если сравнить их со странами, где кодексов нет.

Например, в Англии до сих пор нет ни Уголовного, ни Гражданского кодекса. Соответственно, нет документов, где собраны все возможные преступления или большинство возможных сделок, — всё это разбросано по множествам разных законов и судебных прецедентов. Формально кодексы — это всего лишь разновидность федеральных законов, и по идее они имеют ту же юридическую силу.

Но фактически кодексы имеют особое значение, а в некоторых даже написано, что никакие другие законы не должны им противоречить. Может ли закон сам устанавливать то, что другие законы не должны ему противоречить, и нужно ли следовать этому правилу, — этот вопрос юридическая наука и суды пока не решили. Подзаконные акты Многие важные вещи вы в законах не найдёте.

Не слишком информативно, не правда ли? Всё дело в том, что в законе часто невозможно прописать в деталях все правила поведения, поэтому он содержит только общие и главные предписания. А поскольку указания закона в большинстве случаев исполняют президент, правительство, министерства и другие государственные органы, то парламент и оставляет им возможность конкретизировать правовые нормы в специальных документах. Чтобы не тратить ваше время, приведу их названия в сокращённом виде: В них и расписано подробно, как можно вставать на регистрационный учёт по месту пребывания и по месту жительства, куда и какие документы приносить и сколько ждать.

Иерархия подзаконных актов соответствует иерархии госорганов. Самый важный у нас — президент, чуть менее важный орган власти — правительство, ниже правительства — министерства и ведомства. Понятное дело, писал этот указ не сам президент, а сотрудники его администрации. Однако они принесли подготовленный текст указа на подпись именно президенту, и только после его одобрения этот указ начал действовать.

Видимо, такая норма появилась из-за того, что по поводу этих правил нужно согласовать мнения МВД, министерства транспорта, министерства образования и других госорганов. В результате вышло Постановление Правительства от 15 декабря г. Ну а если для конкретизации закона требуется мнение только одного государственного органа, то ему самому и поручают разработать подзаконный акт.

В статье 8 этого закона указано только то, что до получения вида на жительство иностранец должен прожить в РФ не меньше года на основании разрешения на временное проживание и что выдаётся вид на жительство на три года. Как видите, в законе она даже не названа — вдруг её переименуют, не переделывать же из-за этого закон. Иногда возникает путаница в наименовании подзаконных актов из-за того, что они содержат некий самодостаточный набор правил, который, можно сказать, начинает жить своей жизнью.

Но каждый раз было бы утомительно давать полную ссылку на источник: Поэтому и в разговорах, и в протоколах, и судебных решениях скажут просто: Примерно так это всё и работает: Иногда этого достаточно, чтобы понять, как оно всё будет работать: Но часто нужно ещё найти подзаконный акт, который конкретизирует и расписывает многие вещи, упомянутые в законе.

Это могут быть указы президента, постановления правительства, приказы министерств и ведомств. Есть нормы, которые должны быть записаны только в законе и нигде больше. Например, только закон может устанавливать, какое действие является преступлением ч. Но есть вещи, которые могут быть и в законе, и в подзаконном акте.

Разные преступления кража, грабёж, мошенничество наказываются по-разному в зависимости от того, какой ущерб был нанесён — значительный, в крупном размере или особо крупном размере. Все эти понятия разъяснены в примечаниях к ст. Значительный — от 2,5 тыс. Соответственно, ворам, грабителям и мошенникам легко найти нужную информацию, чтобы понять, какое наказание их может ожидать в том или ином случае. А для преступлений, связанных с наркотиками, ситуация иная.

Но сам смысл этих понятий в УК РФ не раскрыт. В примечании 2 к ст. Соответственно, российские правительство выпускает периодически подзаконные акты на эту тему. Последний акт — Постановление Правительства РФ от Из него можно узнать, что, например, для гашиша, анаши и смолы каннабиса значительный размер — свыше 2 грамма, крупный — свыше 25 граммов, особо крупный — свыше граммов. Таким образом, наркоторговцам и наркоманам нужно изучить не только Уголовный кодекс, но и данное постановление правительства, чтобы понять, каким образом нужно хранить или перевозить наркотики, чтобы рассчитывать на наименьшее наказание.

Другой пример — ст. Однако это правило распространяется не на все товары. В принципе, ничто не мешало депутатам Госдумы определить перечень этих товаров самостоятельно и включить его в закон. Но они почему-то посчитали, что правительство лучше в этом разберётся. В результате вышло Постановление Правительства РФ от Но не исключено, что когда-нибудь этот список, благо он не очень большой, может перекочевать в сам закон.

А иногда одни и те же вещи можно регулировать то законом, то подзаконным актом. Так, например, произошло с техническими регламентами. Технические регламенты — это документы, которые устанавливают обязательные требований к зданиям, процессам производства и некоторым товарам, чтобы сделать их безопасными для людей и окружающей среды. Когда в г. Конечно, сами депутаты не собирались писать эти регламенты, а перепоручили всё это экспертам из правительства. Но депутаты посчитали, что должны сами изучать новые технические регламенты и решать, стоит их принимать или нет.

Формулировку в законе поменяли: После этого технические регламенты утверждало, в основном, российское правительство. Наконец, в г. После этого технические регламенты стали разрабатывать совместно Россия, Казахстан, Белоруссия и другие страны Таможенного союза. Таким образом, теперь технические регламенты входят в состав норм международного права.

Но об этом виде источников права я расскажу в другой раз. Принятие нормативного правового акта и особенности его действия В общих чертах процесс появление закона выглядит следующим образом. Вначале российскому парламенту — Федеральному Собранию — предлагают рассмотреть какой-то законопроект. Право внести законопроект имеют сами депутаты, президент, правительство и ряд других субъектов. После этого законопроект должен пройти три чтения — то есть три голосования, на разных этапах которого в текст ещё можно внести поправки.

Если Государственная Дума нижняя палата Федерального Собрания в трёх чтениях большинством голосов принимает документ, очередь переходит к Совету Федерации верхней палате Федерального Собрания. В некоторых случаях Совет Федерации обязан проголосовать по поводу принимаемого закона, но в большинстве случаев он может выбирать — голосовать за него или нет. Если Совет Федерации проголосовал за законопроект или проигнорировал его, тот переходит на подпись президенту. Если президент подписал его, всё окей — законопроект становится законом.

Если Совет Федерации проголосовал против законопроекта или президент не подписал его наложил вето , Госдума может повторно проголосовать и принять его двумя третями голосов. Но за последние пятнадцать лет такого не происходило — либо президент подписывал то, что принимала Госдума, либо Госдума не решалась снова голосовать за закон, отвергнутый президентом.

Удивительно, но факт! Он также подчеркивает идею, о том, что устойчивость связей человека и государства вовсе не означает принудительного удержания человека в гражданстве этого государства.

Закон начинает действовать либо через десять дней после публикации ст. У подзаконных актов менее открытая процедура принятия. Обычно их готовят сотрудники министерств и ведомств, после чего передают на подпись своему руководителю. После этого подзаконные акт нужно передать в Министерство юстиции РФ для регистрации.

Изменения в законы и подзаконные акты вносят по той же процедуре. Каждый раз текст закона полностью не меняют, а просто принимают закон об изменении другого закона. Например, Госдума принимает Федеральный Закон от


Читайте также:

  • Нужно ли заявление от работника при увольнении по сокращению штата
  • Заявление анкета на получение ипотеки сбербанк
  • Налогообложение недвижимого имущества предприятия
  • Необходимые документы для взыскания задолженности по алиментам