Skip to content
Главная | Защита прав потребителя | Смежные составы дачи взятки

Ответственность предусмотренная за дачу взятки должностному лицу

Квалифицированный и особо квалифицированные составы получения взятки. Отграничение получения взятки от других смежных составов преступлений.

Удивительно, но факт! Под незаконными действиями необходимо понимать неправомерные действия, которые не вытекают из служебных полномочий лица или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения. Если сознанием виновного охватывается тот факт, что материальные ценности передаются ему незаконно и за определенное поведение в пользу дающего их, а также то, взяткодатель осознает факт передачи им незаконного вознаграждения и именно за действия бездействие должностного лица в его пользу, налицо получение взятки.

С одной стороны, неразвитость институтов гражданского общества очень затрудняет процесс построения новых отношений между государством и обществом, а с другой стороны, - возлагает ответственность на государственные органы помогать становлению новых отношений между государством и личностью. В данных условиях качество работы, профессионализм и законность деятельности чиновников становятся одним из условий эффективности проводимых в стране реформ. Серьезным препятствием для нормализации обстановки в обществе, реальной угрозой национальной безопасности становится коррупция.

Она ущемляет интересы граждан и конституционные права, изменяет демократические устои и правопорядок, извращает принципы законности, дискредитирует деятельность государственного аппарата, препятствует проведению экономических реформ. Коррумпированный аппарат уже не может исполнять качественно государственные функции, работая в собственных интересах и при этом, создавая вид, что выполняет их. Одной из самых распространенных и опасных форм проявления коррупции, является взяточничество.

Опасность проявляется в дерзости взяточника, применяющего, властные полномочия для достижения целей дающих тем самым создается, предмет торговли. Взяточничество проникло практически во весь государственный механизм, вызывая у граждан недоверие к органам власти и управления, к правоохранительной функции государства.

Взяточничество и смежные составы преступлений: проблемы разграничения

А с другой стороны - у граждан формируется нормальное отношение к взяточничеству. Так как с помощью оплаты решаются личные, бытовые, производственные и иные проблемы. Взяточничество и коррупция всегда привлекали внимание научной общественности, являясь огромной проблемой российской государственности. Такие видные отечественные юристы, как: Яни и другие посвятили свои исследования изучению и определению возможных мер профилактики для предотвращения роста взяточничества, а также выявлению проблем квалификации указанного преступления.

В исследованиях содержится материал, положенный в основу законодательных решений о борьбе с взяточничеством и составляющий фундамент современного учения о нем.

Удивительно, но факт! Общее покровительство по службе предполагает необоснованное создание взяткодателю или представляемым им лицам различных благоприятных условий подчиненным по службе лицам:

Вместе с тем, последовательное развитие социально-правовой ситуации, обновление российского служебного и уголовного законодательства, изменения в системе управления, усложнение криминальной ситуации в стране существенным образом изменяют взяточничество как социальное явление и требуют вновь обратиться к проблемам предупреждения взяточничества.

Цели исследования - углубленная уголовно-правовая характеристика получения взятки; разработка предложений по совершенствованию законодательной конструкции состава получения взятки, практики применения ст. Эти цели определили необходимость решения следующих задач: Объект исследования - общественные отношения в сфере уголовно-правовой охраны интересов публичной власти от противоправных посягательств. Предмет исследования - нормы российского и зарубежного уголовного законодательства об ответственности за получение взятки, судебная практика по уголовным делам о получении взятки, нормы российского законодательства, регулирующие порядок прохождения государственной и муниципальной службы.

В данном исследовании будет рассмотрено получение взятки, так как данная сторона преступления является наиболее опасной. Именно у получателей имеется больше полномочий для изменения социальных, деловых и правовых отношений в обществе. Взяткой считается то, что уже фактически взято, а не обещано. Взяточничество, будучи достаточно широко распространенным криминальным и негативным социальным явлением, пожалуй, наиболее емко воплощает в себе все то, что характеризует феномен коррупции.

Взяточничество - понятие комплексное, включающее два аспекта, криминологический и уголовно - правовой. Каждый из них, взятый в отдельности не может исчерпать содержание этого понятия. При изучении уголовно - правового аспекта взяточничества, основное внимание уделяется юридическому анализу элементов конкретных составов преступлений, объединяемых этим понятием.

Получение взятки является корыстным преступлением по службе, суть которого состоит в получении должностным лицом незаконного материального вознаграждения за его служебное поведение или в связи с занимаемой должностью. При этом диспозиция ч. Субъективные признаки получения взятки Получение взятки характеризуется прямым умыслом.

Понятие. Какая статья?

Если должностное лицо получает материальные ценности якобы за совершение действия бездействия , которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, содеянное следует квалифицировать как мошенничество по ст. Так, глава администрации муниципального округа М. В целом глава администрации муниципального образования, безусловно, является должностным лицом, поскольку обладает значительным объемом как организационно-распорядительных, так и административно-хозяйственных полномочий.

Но по факту, указанному выше, он не имел возможностей по службе для прекращения проверки прокуратуры равно как не мог использовать свое служебное положение для положительного решения этого вопроса , поэтому и был обоснованно осужден по ч.

Удивительно, но факт! Судебная практика прежних лет оценивала эти случаи как получение взятки. Криминалистическая характеристика К криминалистическим характеристикам дачи вятки относится в первую очередь желание то есть умысел на то, чтобы совершить данное преступление такое преступление невозможно совершить бездумно или же по легкомыслию, поэтому в данном составе отсутствуют смягчающие признаки, а вот отягчающих достаточно много для того, чтобы обязать осужденного выплачивать не только денежные средства в десятикратном размере, но и отбывать такое наказание как лишение свободы.

В связи с этим представляет интерес дело оперуполномоченного П. Суд указал, что оперуполномоченный не мог совершить в соответствии с наделенными полномочиями и УПК РФ конкретные процессуальные действия, обещанные им по возбужденному уголовному делу в пользу Д.

Проблемные вопросом является также оценка содеянного при единовременном получении взятки за совершение действий бездействия в интересах разных лиц. По ряду дел Верховный Суд РФ усмотрел в подобных ситуациях совокупность преступлений. Например, преподаватель за одновременное выставление трех зачетов и получение за этой одной взятки был осужден по совокупности трех фактов получения взятки.

Однако по большинству подобных дел судебная практика идет по пути квалификации содеянного как единичного преступления а не множественности. Так, получение сотрудников УФСИН России денег от двух осужденных одновременно за содействие в переводе каждого из них из колонии общего режима в колонию-поселение был оценен судом как единое преступление по ч.

Указанный подход является правильным, если установлен единый умысел лица на получение взятки от разных лиц за юридически тождественные действия бездействие. Субъект преступления специальный - должностное лицо, а также иностранное должностное лицо и должностное лицо публичной международной организации. Согласно примечанию 2 ст. Рассмотрев признаки субъективной стороны, присущие этой группе преступлений и подводя черту следует вывести определение преступлений, которые относятся к преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления это общественно опасные деяния действия или бездействие , которые совершаются представителями власти и должностными лицами, благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы, и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда.

Квалифицированные и особо квалифицированные составы получения взятки 2. Значительный размер взятки указан в примечании данной статьи, и признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превыщающие один миллион рублей.

Рассматриваемый признак следует понимать двояко: Должностное лицо за взятку совершает неправомерные действия, не являющиеся преступления внеочередное предоставление квартиры, попустительство в связи с допущенными подчиненными прогулами, появление на работе в состоянии опьянении и т. Такие действия повышают опасность взяточничества, но не требуют дополнительной квалификации. За взятку должностное лицо совершает преступное деяние. Для квалификации деяния по данному признаку необходимо признание судом того факта, что должностное лицо занимает государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, или же является главой органа местного самоуправления.

Для отнесения субъекта к данной категории должностных лиц необходимо проанализировать соответствующие нормативные акты, акты органов местного самоуправления. Поскольку получение взятки может совершаться только специальным субъектом, группу могут образовать не менее двух должностных лиц. При этом преступление должно признаваться оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц. Иные, не являющиеся должностными, лица, входящие в состав группы, должны нести ответственность за соучастие в получении взятки со ссылкой на ст.

Организатор или руководитель организованной группы взяточников несет ответственность за все совершенные ею преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы несут ответственность за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали. При этом взятка в таких размерах может быть получена не только одновременно, но и отдельными частями в разное время, если их передача должностному лицу составляет эпизоды единого продолжаемого преступления.

Особо крупный размер взятки прописан в примечании настоящей статьи, а именно, особо крупным размером взятки является- превышающие один миллион рублей. Так же в ст. Отграничение получения взятки от других смежных составов преступлений 3. Основное отличие - объект уголовно-правовой охраны, который явился элементом, обусловившим расположение норм, предусматривающих уголовную ответственность за взяточничество и коммерческий подкуп, в разных разделах Особенной части УК РФ.

По предмету преступления законодатель указывает лишь на одно отличие: Различие составов взяточничества и коммерческого подкупа по признакам объективной стороны не слишком очевидно, но весьма существенно. Вместе с тем, в диспозиции ст. Взятка же, помимо этого, может быть дана за общее покровительство не только в интересах взяткодателя, но и в пользу представляемых им лиц.

Для правильного применения уголовно-правовых норм о взяточничестве необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в постановлении от 10 февраля г. Взятка - наиболее характерное, опасное и распространенное преступление, поскольку является не только должностным преступлением, но и типичным проявлением коррупции. Высокая степень общественной опасности получения взятки заключается еще и в том, что это преступление подрывает основы государственной власти и управления, дискредитирует авторитет этой власти в глазах населения, значительно ущемляет законные интересы и права граждан.

Коммерческий же подкуп законодатель оценивает как способ общественно опасного неправомерного вмешательства в управленческие процессы, в том числе по управлению собственностью, деятельностью организации, ее подразделений и сотрудников. Статья УК РФ охватывает два вида преступлений, связанных с коммерческим подкупом: Основное отличие между коммерческим подкупом и взяточничеством ст.

Объектом должностных преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную и правильную работу государственного аппарата, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.

времени, смежные составы дачи взятки рассматривая

Объектом же коммерческого подкупа следует считать нормальную, то есть соответствующую целям, задачам и принципам, реализацию прав и обязанностей лица, осуществляющего управленческие функции в коммерческой и иной организации. Расположение анализируемых составов преступлений в различных главах Уголовного кодекса также говорит о наличии в этих составах различных объектов. Отличаются анализируемые составы преступлений и по субъекту. Так, субъектами должностных преступлений признаются должностные лица, под которыми согласно Примечанию к ст.

Субъектами же незаконного получения коммерческого подкупа согласно п. Имеются отличия и по объективной стороне преступлений. Взятка же может быть передана как до, так и после совершения действий по службе без предварительной договоренности об этом взятка-подкуп, взятка-подношение. Исключительно высокая степень общественной опасности получения взятки определяется тем, что оно резко деформирует нормативно установленный порядок осуществления некоторой частью нечестных должностных лиц своих служебных полномочий и тем самым грубо нарушает интересы государственной службы.

В свою очередь коммерческий подкуп представляет собой социально опасное деяние, которое посягает на нормальное функционирование рыночных отношений, подрывает нормальную управленческую деятельность коммерческих служб, препятствует соблюдению законов и правовых обязанностей лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих организациях. Специфика общественной опасности коммерческого подкупа выражается в противоправном способе воздействия на управленческие процессы при принятии решений и осуществлении субъектом своих служебных полномочий.

Данный раздел объединяет нормы об ответственности за преступления против государственной власти. Особенностью преступлений, ответственность за которые предусмотрена нормами главы 30 УК РФ, является их объект - совокупность общественных отношений в сфере нормального, соответствующего требованиям Конституции РФ, федеральных законов и подзаконных актов, функционирования органов государственной власти РФ законодательной, исполнительной, судебной , органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также органов управления в Вооруженных силах РФ.

Обязательный признак обоих деяний - наличие предмета преступного посягательства. Кроме того, данные составы объединяет один и тот же субъект преступления - должностное лицо определение этого понятия сформулировано в примечании к ст. Под злоупотреблением должностными полномочиями уголовный закон понимает использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Получение взятки диспозиция ст. По сути, данное деяние представляет собой разновидность злоупотребления служебными полномочиями. Получая взятку, субъект использует служебные полномочия, вытекающие из его должностного положения, вопреки интересам службы. При этом лицо причиняет интересам государства существенный вред, выражающийся в нарушении нормальной работы аппарата публичной власти. Таким образом, объективная сторона получения взятки и злоупотребления должностными полномочиями имеет общий признак - использование должностным лицом своих служебных полномочий.

Именно этот признак, будучи закрепленным непосредственно в диспозициях указанных норм, ошибочно понимается субъектами уголовно-процессуального доказывания как ориентир для квалификации одного и того же деяния по совокупности преступлений. Оба состава могут совершаться как путем действия, так и путем бездействия - невыполнения тех служебных обязанностей, которые должностное лицо обязано было выполнить. По законодательной конструкции злоупотребление должностными полномочиями является материальным составом, т.

Получение взятки, в свою очередь, характеризуется формальным составом и признается оконченным при совершении самого действия бездействия , указанного в диспозиции нормы.


Читайте также:

  • Что лучше земля в аренде или в собственности
  • Лишение водительских прав и увольнение работника
  • Пенсия по потере кормильца оплата садика
  • Имеет ли право банк заблокировать зарплатную карту без решения суда
  • Зарплата 20 тысяч сколько дадут ипотеку