Skip to content
Главная | Защита прав потребителя | Защита прав человека и гражданина судами общей юрисдикции

ТЕМА 24 СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В МЕХАНИЗМЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

Защита по суду от произвола чиновников Суд как гарант прав личности Конституция Российской Федерации , предписав, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов , деятельность законодательной и исполнительной власти , местного самоуправления , одновременно установила способ обеспечения этих прав и свобод — правосудие ст. Правосудие — это деятельность суда , осуществляемая в предусмотренном процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм гражданского, уголовного, административного и иных отраслей права.

Исторический опыт свидетельствует, что судебное разбирательство , облаченное в детально урегулированную процессуальную форму, — наилучший способ разрешения споров, установления истины, отыскания правды. Но применение этого способа возможно лишь тогда, когда суду обеспечена реальная независимость, когда он принимает решения только на основе рассмотренных доказательств , по убеждению, по совести и полностью огражден от всякого давления извне, особенно со стороны властных структур.

В таких условиях суд становится надежным гарантом прав и свобод личности в конфликтных отношениях, возникающих между гражданином и государством. В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость.

Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с представительными органами и органами управления , тем выше в стране уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан.

Предусмотрено Конституцией

В государстве, стремящемся стать правовым, суд обязан быть именно Судом — авторитетным, властным, самостоятельным, подлинно независимым. Люди хотят видеть в нем не бюрократическое учреждение, долгое на разбирательство и скорое на расправу, а реального гаранта их прав, надежного защитника их интересов, какое бы важное кресло ни занимал нарушитель, какие бы влиятельные связи ни пускал он в ход. К сожалению, одной этой декларации недостаточно. Нужна всесторонняя судебная защита.

Слабая защита лишь сеет иллюзии, рождает недоумение и озлобленность, дискредитирует саму идею обращения к суду за помощью. Создать сильный суд — центральная задача судебной реформы, концепцию которой, представленную Президентом РФ , одобрил Верховный Совет Российской Федерации 24 октября г. Чтобы выполнить эту задачу, необходим комплекс мер - политических, правовых, организационных, материальных. К успеху могут привести лишь радикальные меры, осуществляемые совокупно и одновременно.

Такие меры предусмотрены принятым 26 июня г. И хотя нельзя безоговорочного сказать, что это первый акт на такую тему, ибо хронологически ему предшествовал союзный Закон от 4 августа г. Позднее многие положения этого закона были уточнены и дополнены нормативными предписаниями Конституции РФ г. Конституция и указанные законы остаются основными, базовыми актами для организационного и функционального построения судебной власти в обновляющейся России.

Судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Для вступления в должность судьи ему необходимо успешно сдать квалификационный экзамен. Судья не может быть одновременно депутатом любого представительного органа.

Удивительно, но факт! Суд определил в данном случае нарушение права не свидетельствовать против самого себя.

Ему запрещено заниматься предпринимательской деятельностью или совмещать работу в должности судьи с какой-либо другой оплачиваемой службой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти , достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

К судьям вышестоящих судов предъявляются еще более высокие требования: Требуемая Законом о статусе судей ст. В принципе возможны и иные проявления судьей его политических симпатий или антипатий оказание материальной поддержки определенной партии, участие в уличных шествиях и демонстрациях, агитация за кандидатов в депутаты и т. Все это — акции политического характера, и судья должен быть от них в стороне. Если же его политическая ангажированность превращается в постоянный фактор, на фоне которого он продолжает выполнять свои профессиональные обязанности, то независимо от отсутствия у судьи формального членства в партии или движении вполне правомерна постановка вопроса о прекращении судейских полномочий.

За всю свою долгую историю человечество не смогло придумать сколько- нибудь значительного разнообразия способов формирования судейского корпуса. Отвлекаясь от частностей, все они, в конечном счете, могут быть сведены к двум: Долгое время у нас господствовал стереотип, что выборы судей непосредственно населением в наибольшей степени олицетворяют социалистическую, а значит, самую демократическую, правовую систему. Но при этом почему-то забывали, что, например, в большинстве штатов США местные судьи тоже избираются населением.

Да и опыт бывших социалистических стран Восточной Европы не подтверждал этого стереотипа. Так, в Польше сначала предполагалось судей выбирать, но в г. В Венгрии все суды выбирались Президиумом республики , причем без указания сроков полномочий, то есть фактически пожизненно. В Чехословакии выборы всех судей сроком на 10 лет были прерогативой парламентов Федерации и составлявших ее тогда республик. В Болгарии от выборов судей населением в г. Среди мер, реально укрепляющих статус судей и усиливающих их независимость, надо отметить решительный разрыв с традиционным для советской системы институтом подотчетности судей избирателям или органам, их избравшим.

Такая зависимость судебной власти от исполнительной заставляла первую постоянно оглядываться на вторую, выжидать, идти на компромиссы. Некоторое избавление пришло с российским Законом о статусе судей. В нем были обозначены только две точки соприкосновения органов Министерства юстиции с судами: Однако судьи не могли смириться с тем, что кадровое и ресурсное обеспечение правосудия, все финансовые рычаги управления судами выделение судебных зданий, их ремонт, закупка мебели, транспорта, средств связи, оргтехники и т.

Не проходило ни одного съезда, конференции или собрания судей, чтобы они не требовали освобождения от министерского гнета. Минюст упорно сопротивлялся, но после долгих парламентских слушаний 31 декабря г. Президент РФ подписал закон о Судебном департаменте, и с тех пор именно эта структура руководитель которой назначается Председателем Верховного Суда с согласия Совета судей РФ, должна принимать меры по кадровому, финансовому и материально-техническому обеспечению деятельности судов.

Новые принципы, на которых в современной России формируется судейский корпус и осуществляется правосудие, несмотря на некоторые выявившиеся на практике недостатки, все же дают основание утверждать, что судебная власть постепенно приобретает все большее влияние, силу и авторитет, становится реальным гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Основное условие для этого — независимость судей, которая в значительной мере уже достигнута благодаря введению и апробированию на практике института неограниченного срока судейских полномочий. Из всех юридических средств, используемых для осуществления судебно-правовой реформы, назначение судей на неопределенный срок, несомненно, является важнейшим и определяющим.

Популярное за неделю

Необходимо постоянно самым тщательным образом изучать и обобщать опыт применения действующего законодательства и на этой основе совершенствовать механизм подбора кандидатов в судьи и наделения их полномочиями. Кстати, первая поправка такого рода к Закону о статусе судей была сделана парламентом по предложению Президента еще 14 апреля г. Тогда в отношении районных судей, назначаемых на должность впервые, было установлено, что свои полномочия они получают не бессрочно, а только на 5 лет позднее, в г.

Иными словами, для впервые назначаемого судьи введен, по сути, трехлетний испытательный срок, позволяющий проверить его на деле. В своей первоначальной редакции Закон о статусе судей не требовал от кандидата на должность районного судьи какого-либо стажа практической работы. Однако Конституция г.

Удивительно, но факт! Российская система права, безусловно, должна учитывать прецедентное право европейских конвенционных органов. Особенно это важно для развития российского уголовно - процессуального законодательства, чтобы избежать возможных правовых коллизий, связанных с соблюдением норм по правам человека в стране и выполнением обязательств, вытекающих из вступления России в Совет Европы и ратификации ею Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также других европейских конвенций и протоколов.

Необходимо иметь и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Нет сомнений, что надо и дальше максимально ужесточать требования и условия, которым должны отвечать судьи. На это ориентирует ст. Можно предложить в законодательстве конкретные способы более строгого подхода к подбору судей, сконструировать для этого дополнительные тонкие и надежные фильтры. Только таким путем нам удастся повысить качество и эффективность правосудия, усилить авторитет судебной власти, укрепить доверие к ней населения.

Это сейчас — главное. Но и уже достигнутый уровень независимости и самостоятельности судей создает достаточно весомые гарантии вынесения ими справедливых решений. Об этом свидетельствует, в частности, значительное увеличение числа обращений граждан в суд за судебной защитой. Право на судебную защиту Право на судебную защиту провозглашено ч. Это означает, что право на защиту обеспечивается любому лицу: Это право гарантируется не только гражданину Российской Федерации, но и иностранцу , а также лицу без гражданства.

Причем защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены — в Конституции, отраслевых законах , других нормативных или индивидуальных правовых актах. Это следует из смысла ч. Таким образом, право на судебную защиту имеет универсальный характер, оно не знает никаких исключений. В этом смысле рассматриваемая норма Конституции РФ находится в полной гармонии с требованиями, сформулированными в ст.

Конституционно гарантированное право на судебную защиту выступает в виде правоотношения , на одной стороне которого находится лицо, обратившееся за защитой, а на другой — суд, обязанный рассмотреть жалобу этого лица и принять законное и обоснованное решение. Охранительный аспект права на судебную защиту действует изначально и постоянно, он "работает" и до возникновения юридического факта подачи жалобы , порождающего правоотношение.

Всякое заинтересованное лицо является субъектом процессуального права на обращение в суд ст. Что касается суда как участника процессуального отношения, то независимо от того, какой именно суд рассматривает и разрешает конкретную жалобу, он действует на общих для всех судов, да и всей системы правосудия конституционных принципах: Обязанность рассматривать обращения граждан возложена на каждый суд, входящий в судебную систему страны.

Прежде всего это федеральные суды общей юрисдикции районные, краевые, областные, городов Москвы и Санкт- Петербурга, верховные суды республик , суды автономной области, автономных округов, Верховный Суд РФ, военные и специализированные суды , федеральные арбитражные суды субъектов Федерации, округов, Высший Арбитражный Суд РФ , Конституционный Суд РФ , а также суды субъектов Российской Федерации мировые судьи , конституционные уставные суды.

схватил защита прав человека и гражданина судами общей юрисдикции Кажется

Гражданин вправе подать жалобу на нарушение его прав и свобод в любой из перечисленных судов, но с непременным соблюдением правил о подсудности. Эти правила предусматривают три вида подсудности: Обращение гражданина в суд регулируется заранее установленными законом и общеизвестными правилами. Эта общеизвестность позволяет каждому рассчитывать на рассмотрение его жалобы не специально подобранным по чьей-то воле судьей, а только тем, который еще до возникновения у данного лица потребности в судебной защите был предопределен законом.

Здесь следует напомнить о чрезвычайно важном принципе, впервые сформулированном в ч. Это право, широко известное на Западе как право на законного судью, на "своего" судью см. Практика же в необходимых случаях обращалась к нормам УПК и ГПК, в которых предусмотрены различные основания и способы изменения установленной законом подсудности дел. Среди них — изъятие вышестоящим судом любого дела, подсудного нижестоящему, и принятие его к своему производству или передача дела в другой нижестоящий суд.

Причем основания изменения подсудности сформулированы беспредельно широко: Это практически исключало возможность проконтролировать действительную надобность в изменении подсудности. Более того, в такой неопределенности были потенциально заложены неограниченные возможности для манипулирования делами и судами в политических, карьеристских и иных далеких от правосудия целях.

И уж, конечно, обвиняемый не мог быть уверен, что никакому другому суду, кроме того, который определен законом, не будет позволено распорядиться его достоинством, имуществом, свободой и тем более жизнью. Не было уверенности в законности суда и у сторон в гражданском процессе.

Гражданский кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 января г.

Еще по теме §1. Судебная система защиты прав человека и гражданина:

В ней предусмотрено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или третейские суды. То есть защита гражданских прав по суду — основной способ защиты. Однако, в этой же норме ГК сделана оговорка, что граждане могут искать защиту и в административных органах милиция, санитарная инспекция, технадзор, городское самоуправление и т.

Но, во- первых, такие случаи сравнительно малочисленны и они должны быть четко обозначены в законе. Во-вторых, любое решение, принятое по жалобе в административном порядке, может быть пересмотрено в суде. Судебная власть в сфере разрешения гражданских споров реализуется в трех видах гражданского судопроизводства — исковом, производстве по делам, возникающим из административно-правовых отношений , и особом производстве.

Каждому из них присущи характерные признаки, но главенствующую роль по своим масштабам играет, конечно, исковое производство примерно 75 процентов всех гражданских дел. В этом порядке, т.


Читайте также:

  • Виды дисциплинарных взысканий применяемых к прапорщикам и офицерам
  • Свидетельство о государственной регистрации индивидуального предприятия
  • Иски роспотребнадзора по защите прав потребителей
  • Зарплата налогового инспектора в 2017 году
  • Заявление в полицию о выдаче постановления об отказе возбуждении уголовного дела
  • Незаконное оформление право собственности на квартиру